Posted by: burusi | 02/05/2009

Франсуаз Навай – “Михаил Кобахидзе : Человек, которому препятствовали”

მიხეილ კობახიძემიხეილ კობახიძე

Родился в 1939 году в Тбилиси, с 1996 года живет в Париже. Такая странная и тем не менее банальная орбита в этом двадцатом веке, в « веке звере » для бывших советских граждан.
Таким образом, М.Кобахидзе это особенный грузинский кинематографист, потому что и сам человек и его фильмы особенны. Прежде всего, он исключительно талантлив : сценарист, режиссер, композитор, продюсер своих собственных фильмов и даже актер эпизодических ролей. Он все делает быстрее других. В 1959 году он поступает во ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). С 1961 года он снимает. При поддержке своего учителя (« Ты настоящий режиссер, не теряй своего времени в институте ») он сдает раньше других экзамены третьего курса и в 1963 году стартует свою профессиональную карьеру в Тбилиси. Это начало интенсивного, но короткого творчества. Интенсивного по своей форме и содержанию, короткого – потому что ему постоянно препятствуют власти или обстоятельства. Фильмография Кобахидзе насчитывает 6 короткометражных фильмов, снятых между 1961 и 2001, черно-белых, последний, сделанный во Франции. 6 фильмов за 40 лет, к которым следует прибавить еще 10 мультфильмов, в работе над которыми он принимал участие в Грузии, в то время, когда его стиль мешал. Фактически, ему было запрещено снимать за формализм, главный грех в СССР той поры.

"მუსიკოსები", მიხეილ კობახიძე“მუსიკოსები”, მიხეილ კობახიძე

Вернемся к короткометражным фильмам. Речь идет о немножко необычных историях, где жизненные мелочи, случайности кажутся незначительными, однако очень важны: герои наивные или изменчивые, пары, соединяющиеся или расстающиеся, музыканты друзья -противники, ситуации комичные или горько – сладкие, встречи и разочарования. Эти скетчи напоминают грустную иронию бурлеска Бестера Китона (Buster Keaton) или Пьера Этэ (Pierre Etaix). Истории без слов, но не немые. Музыка значима, является ли она классической (Бах), современной (Азнавур) или ностальгической. Так вальс Очарование (« Я встретила тебя случайно, Ты ничего не сделал, чтобы мне понравиться, И я все таки люблю тебя горячей любовью, Которую, я это чувствую, ничто не сможет охладить… ») создает ритм Свадьбы (1964). А Матчише, танец, имевший огромный успех в Прекрасную эпоху (Belle Epoque 1890-1914) заставляет подпрыгивать Зонтик (1966).
Как и его герои, Кобахидзе столкнулся с жестокой реальностью. В течение многих лет он мечтает снять полнометражный фильм. Финалист конкурса сценариев, его Вариации о любви недополучили всего одного голоса, чтобы быть награжденными Первым призом. Реорганизации сначала на Canal+, а потом на ARTE в последний момент помешали осуществлению этого проекта.
Будем надеяться, что его последний проект, который называется сегодня Как облако, реализуется.


კომენტარის დატოვება

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  შეცვლა )

Connecting to %s

კატეგორიები

%d bloggers like this: